ПРОГУЛКА К «СВЯЩЕННОЙ ДЫРЕ»

ПРОГУЛКА К "СВЯЩЕННОЙ ДЫРЕ"

За нашими окнами живут Горы

Живут какой-то своей отдельной жизнью…

С рассветом они просыпаются.
Днем играют красками под лучами солнца
или купаются в проплывающих облаках:

Иногда к ним в гости приходит Туман – нереальными фантомными образами,
а порой – тяжелые грозовые тучи:
В сумерках у подножия Гор начинают загораться разноцветные огоньки
и Горы засыпают:
Говорят, что горы завораживают, притягивают, манят…

Так или нет, но в один прекрасный день, глядя в окно, я решил,
что пора нам познакомиться поближе.
А на самом деле просто захотелось посмотреть на наши Горы вблизи,
взобраться на вершину и поглядеть – а что же там…

Попытки выяснить насчет тропы у местных жителей ни к чему не привели.
Окружающий ландшафт воспринимается
среднестатистическим жителем Ялты исключительно декоративно.

В списке натоптанных экскурсионных троп над Ялтой
наши Горы не значились.

Это не слишком огорчило, мы и раньше-то всегда предпочитали
столбовым туристским дорогам малозаметные и малоизвестные тропинки.

И пока мы не познакомились, Горы представлялись нам безымянными…

В общем, поиски тропы я начал с подножия гребня,
который хорошо виден из окон.
И достаточно быстро нашел на Южнобережном шоссе в районе остановки
“Бакалея” выбоину в бетонном ограждении, откуда шла тропа вверх.

Внизу на холмах тропа разветвлялась на множество тропинок
и размытых заброшенных грунтовых дорог,
а затем над холмами появилась красивая маркированная тропа,
которая и привела к вершине:
На этом фото видна перевальная тропа, Поклонный Крест, а чуть вдали –
геодезический знак… Вернувшись домой, я основательно влез в Интернет,
и именно этот Крест стал базой для успешного поиска
названий, имен и историй…

Оказалось, что в скалах почти у самой вершины
есть древняя Храмовая пещера.
Оказалось, что у наших Гор есть не только имена,
но и культовая история!…

Но, обо всём по порядку.
В Интернете удалось найти даже несколько описаний маршрутов на Гору.
Все они начинались от остановки “Бакалея”, но затем – Промзона –
свалки – будки – шлагбаумы – грунтовки и т.п…
Как-то не очень симпатично.

Пришлось потратить пару дней, чтобы найти оптимальную удобную тропинку
в лесу. Определился, замаркировал – иначе запомнить все развилки
невозможно, — холмы изрезаны каменистыми грунтовками и тропами.

В итоге:
Стартуем в разломе бетонного ограждения Южнобережного шоссе
прямо напротив автозаправки. Пользуясь маркерами, поднимаемся по тропе
и минут через 20 выходим к железному столику.

Там же точка маршрута и более комфортного
варианта,если воспользоваться автомобилем.
В этом случае доезжаем вверх
почти до самого конца Дарсановской улицы —
там есть, где оставить машину до вечера, —
и через пять минут мы выходим
к тому же столику.

Комфорт даже не в том, чтобы сэкономить
15 минут подъема.
Лично для меня напряг — после спуска — ждать
полчаса автобус, а он приезжает еще и битком набитый…
То ли влезешь, то ли нет. А ты уже подуставший как-бы и хочется пива…

Ну, а на самом деле, это, конечно, всё ерунда
по сравнению с тем, что можно увидеть…

Второго сентября мы вышли на тропу уже вместе с Олей.

У нее еще не вполне зажила травма ноги,
но я как-то все равно не сомневался, что мы сможем взойти на Гору вместе…

Начнем нашу прогулку!

Тропа начинается в лиственном лесу на холме Дарсан.
Диапазон переводов названия холма с разных языков довольно широк:
от “Уважаемый холм” до “Массивная глыба”.

Вообще-то, Ялта расположена на трех холмах –
Поликуровском (на востоке), Чайной горке (на западе) и Дарсане,
который находится между ними и является самым массивным,
центральным холмом, выходящим в Морской порт.

Дарсан разделяет долины двух Ялтинских речек –
Учан-Су (“Летящая вода)” и Дерекойки (“Быстрая”).
Высота холма от уровня моря примерно 140м.

Еще не так давно на этом холме возвышался
величественный Храм воздуха,
построенный в 1958 году по проекту ялтинского архитектора.

Храм был виден почти из любой точки города.
Здесь же раньше находилась и верхняя станция
ялтинской канатной дороги.

Античная архитектура Храма как бы напоминала
легендуо том, что именно греческие мореплаватели
назвали эту землю Ялосом (Берег),
и уже от него произошло имя города – Ялта.

Интересно, что даже греки воспринимали Храм
как вполне античный, сняли там исторический сериал
и даже оставили в подарок ялтинцам статую Зевса.

К сожалению, Храм воздуха радовал всех не долго…
Всего каких-то неполных 48 лет…

Кому-то вздумалось на месте Храма построить
еще один Отель и его безжалостно взорвали.
Какое-то ООО «ЯВ ВЕСТА-сервис»… Звучит?
На фотографии – то, что увидели ялтинцы после сноса…

Продолжим прогулку.

Сначала мы поднимаемся на холм Дарсан по его западному склону.

Дальше движемся по склону хребта Иограф,
названного так в честь святого мученика Евграфа.

О нём расскажем подробно, но чуть позже.

Отметим, что хороший ориентир
по пути наверх – заметная скала
с отметиной в виде буквы V
и непереводимым птичьем именем –
Пскююлю-Кая.

Идем дальше.

После крутого подъема
по сыпучей каменистой дороге
поворачиваем направо и метров через 20
мы выходим наконец
на старинную Узенбашскую тропу.

Теперь до самой вершины есть штатная
туристская маркировка. Мы сейчас на высоте
760м над уровнем моря.

Позади примерно половина пути.
И я бы сказал – наиболее утомительная и наименее зрелищная.

Кстати, как-то раз, поднимаясь на гору, мы обнаружили
на площадке, где начинается Узенбашская тропа,
автомобиль. Как он смог туда заехать, не представляю!
А спросить было не у кого…

До вершины еще далеко, но дальше тропинка идет
широкими галсами, почти без крутых подъемов
и — настолько красива, что остановиться уже невозможно.

Большую часть маршрута наверх можно проследить на этой фотографии:

Конечно, это очень упрощенная схема без учета ветвей серпантинов.
Красным цветом обозначена древняя Узенбашская тропа.

Точный возраст тропы определить сложно,
но, во всяком случае, ей никак не меньше 13-ти веков.
В то время как на месте Москвы были еще дремучие леса,
здесь по этой тропе уже проходили повозки торговцев и конные отряды.

Узенбашская тропа связывала с Южнобережьем два поселения
на Ай-Петринском плато: Кучук-Узенбаш (нынче село Многоречье)
и Биюк-Узенбаш (Счастливое).
Название Узенбаш переводится как “Начало реки”,
Биюк – Большой, Кучук — Малый.
В самом деле, неподалеку от села Многоречье находится главный исток
самой полноводной крымской реки Бельбек длиной 63 км.

Кстати, примерно в половине описаний можно увидеть
не Узенбаш, а Узеньбаш. Не суть. Используем то, что короче.

Движемся дальше.

Узенбашская тропа длинной плавной петлей пересекает хребет Иограф
и уходит на его восточный склон. Очень красивый участок маршрута!

Сегодня ширина тропы позволяет,
да и то с трудом, проехать только велосипеду.
В отдельных местах здесь и дальше проход вырублен в скалах.

Справа, прямо возле наших ног – глубокое отвесное ущелье реки Темиар.

Фотографии не могут передать
этой красоты…
Это надо увидеть своими глазами!

Здесь вспоминаешь,
что жизнь измеряется
не числом вдохов и выдохов,
а мгновениями, когда захватывает дух…

Особенно, если ещё попробуешь
осторожно заглянуть вниз…

На другой стороне ущелья реки Темиар
прямо напротив нас –
мощные трехъярусные скалы хребта Кизил-Кая (Красная скала).

Перевода названия Темиар в топонимических словарях нет.
Такое бывает. Непереводимые имена, к примеру, — Массандра и Ореанда.
Историки относят их происхождение к языку
древних обитателей Крыма — тавров.

Горное ущелье реки Темиар расположено прямо над Ялтой.
Тем удивительнее, что местные жители, с которыми удавалось общаться,
даже не знают его названия…

Примерно на той же высоте, где мы сейчас стоим на тропе,
в ущелье находятся истокиреки Темиар.
Летом она почти пересыхает и выглядит как маленькая речка.
Зато весной после таяния снегов в горах можно увидеть красивый,
сильный и бурный поток.

На дне глубокого ущелья
на высоте 400-500 метров от уровня моря
есть каскад водопадов,
один из которых называют
водопадом Дианы или Купелью Дианы.

По древней легенде женщина,
искупавшись в Купели,
становится моложе и прекрасней.
А вот в отношении мужского пола, тут как бы —
не всё так однозначно.
Легенда гласит о том, что мужчина,
увидевший там купающуюся женщину,
превращается в оленя…
В каком смысле? Что имелось в виду?..

Лучшее время для прогулок к водопадам –
март, апрель.
Хотя и в конце сентября – после сильных ливней –
я полюбовался вполне работающими водопадами.

Дойти до водопада Дианы можно
от той же остановки “Бакалея”
всего за час-полтора.

Вернемся на Узенбашскую тропу.

Налюбовавшись скалами Кизил-Кая, продолжаем путь
и поднимаемся на гребень хребта Иограф.
Проходим живописные горные поляны, покрытые густой травой и цветами.
Трудно удержаться от искушения поваляться в травах,
насладиться их запахами…Да и не нужно…
Но впереди еще много интересного.

Тропинка переваливает хребет и дальше несколько километров
идет по западному склону, открывая нам панораму Ялты
с высоты примерно 800 метров.
Очень красивая и комфортная часть маршрута.
Один раз мне даже повезло увидеть совсем близко парящих орлов…

Дальше Узенбашская тропа поднимается на хребет Иограф,
снова – горные поляны, огромные вековые сосны…

Переваливаем хребет,
уходим в лесные заросли
и через несколько минут
нам открывается вид на вершину горы –
двухъярусную скалу Йерах-Хюль,
название которой переводится
как “Священная дыра”.

Дело в том, что в восточной части скалы у подножия нижнего яруса
находится интереснейший памятник древности – пещера Иограф.

Перед самым выходом на вершину горы нужно повернуть
направо-вниз и метров через 500 тропинка приведет к пещере…

Сегодня смартфоны с GPS-приёмниками стали повседневностью.
Стало возможным без труда определять географические координаты
и высоту текущего местоположения.
А это иногда очень полезная информация!
Перевод координат из старой метрической системы
в современную, когда это необходимо, делается элементарно.
Расхождения данных GPS в моём смартфоне
с данными туристских справочников,
как я убедился, не существенны.
В заметке приводятся мои значения координат и высот.

Таким образом, координаты пещеры Иограф: 44,522893N — 34,109712E.
Высота над уровнем моря — 1225м.

Вот так выглядит вход в пещеру Иограф.
Она представляет собой высокий зал
с причудливыми кальцитовыми натёками.
Размеры: 12х10 при высоте 8 метров.

О её истории информации в интернете
не так уж много, но кое-что всё-таки есть…

В 8-9 веках внутри пещеры
находилась христианская церковь,
основанная, как пишут, святым мучеником
Иографом (Евграфом).

Кто замучил Евграфа, когда и почему –
вопрос не простой, и об этом — чуть позже.

Факт, что христиане в течение многих веков
(возможно, даже до начала 18-го века)
приходили сюда для тайных богослужений.

Затем храм утратил своё назначение,
приходил в запустение,
разрушался и растаскивался на сувениры случайными посетителями…

Наконец в 1895 году пещеру Иограф
нашлаи исследовала
ялтинский археолог и художник
Елизавета Ивановна Висниовская.

Она сделала зарисовки каменного строения алтаря,
собрала там всё ценное, что ещё уцелело,
и передала в Ялтинский музей.

И сегодня эти находки можно увидеть
в Литературно-историческом музее Ялты.

Интересный экспонат – обломок мраморной иконы
9-го века с изображением Иисуса Христа
в совсем юном возрасте.

В музее также хранятся блокноты-дневники
Е.И. Висниовской с её заметками,
описаниями и рисунками.

К сожалению, то, что мы сможем увидеть в пещере сегодня,
даже остатками алтаря можно назвать с большой натяжкой…

Но, не забудьте взять с собой хороший фонарь.

Пещерный жемчуг, конечно, уже весь вырубили и унесли.

А после сильного землетрясения 1927 года (в Ялте пострадало 70% строений)

в пещере иссяк и чудотворный родник,
многие века излечивавший раны паломников.
Так пишут, но это не факт.
Вполне возможно, что родник высох намного
раньше из-за общих климатических изменений.

И всё же мистический ансамбль
сталагмитов и сталагнатов
продолжает создавать в пещере
какую-то загадочную таинственную ауру…

Мы пробыли там недолго,
всего минут двадцать.
Но когда вышли, Оля почувствовала,
что усталость от подъёма на гору
у неё как рукой сняло.
Появилась какая-то необычная легкость,
ощущение прилива сил…

Как бы там ни было, но мы действительно
очень легко возвратились
на Узенбашскую перевальную тропу,
поднялись на вершину Йерах-Хюль,
осмотрели плато
и без проблем спустились в Ялту…

Может, и в самом деле,
есть там, в пещере что-то такое…
Всё-таки необычное место, намоленное… Столько веков!..

В 1947 году пещера Иограф и прилегающий участок горы
был объявлен памятником природы, а в 90-е годы из пещеры
наконец вынесли накопившийся мусор и как-то привели в порядок.

Знаменательное событие произошло в июле 1997 года.
В пещере была совершена Божественная Литургия,
в которой участвовали прихожане
ялтинского храма святого Иоанна Златоустого.
Литургию отслужил настоятель храма — протоиерей Владислав.

Через три года силами этого же прихода на вершине горы Йерах-Хюль
был установлен поклонный крест в честь 2000-летия Рождества Христова.

И с тех пор — каждый год — небольшие группы прихожан
храма святого Иоанна Златоустого с иконами и хоругвями совершают поход
по Узенбашской тропе к поклонному кресту и в пещеру Иограф,
где проводятся богослужения.

Возможно, поэтому пещеру мы увидели чистой и убранной,
здесь стоят иконки, а в теплое время года на месте алтаря
можно увидеть букетик живых цветов…

Пещера Иограф продолжает пользоваться популярностью и у археологов.
В прошлом году, например, студенты Таврической духовной семинарии
снова откопали там не так уж мало — иконку, перстень, лампады,
нательные кресты, монеты…

История «Священной дыры» продолжает пополняться находками,
фактами и гипотезами…

А в плане этой Заметки у нас с вами остаётся еще пара интересных вопросов.
Что же всё-таки заставляло христиан в 9-ом веке
забираться так высоко в горы для молитв?
Кто устраивал на них гонения? И кем был святой мученик Евграф?

Интернет в помощь…Если мы просто прогуглим: пещера Иограф,
то в первом же результате получаем такое: “…в 8-9 веках в пещере
функционировала пещерная христианская церковь
Святого мученика Евграфа. Это был период, когда на Крымских христиан
турки организовывали всяческие гонения.
Верующие вынуждены были уходить в горы…”

У человека, даже очень поверхностно знакомого с историей Крыма,
возникают, мягко говоря, сомнения… Какие турецкие гонения — в 9-ом веке?
Турки ведь появились в Таврии только в середине 15-го века…

И что на самом деле?

Вам интересно?
Тогда нам не обойтись без основательного исторического экскурса.

Вы сможете познакомиться с ним на нашем сайте,

но уже в следующей Путевой заметке.

А сейчас нам остается еще подняться
на вершину горы Йерах-Хюль.

Подзарядившись энергией
пещерного Храма,
возвращаемся по той же тропинке
на перевальную тропу,
фотографируемся,
и через несколько минут —
мы уже на вершине горы.

Если повезло и погода солнечная,
мы сможем полюбоваться Ялтой.
Она внизу перед нами:

Погода здесь на горе
очень переменчива.

В то время как в Ялте
среднее количество
дождливых дней за год
по статистике -114,
на плато их больше
как минимум в полтора раза.
А рекордное количество
туманных дней здесь 215…

Если повернуться к морю спиной, то пейзаж наверху выглядит примерно так:

На полянах густая трава и цветы, их пересекают труднопроходимые заросли
невысокой хвои, а также овраги и возвышенности,
отдельные скальные фрагменты….

Как-то раз я забрел довольно далеко вглубь плато,
оставив себе для спуска с горы минимальный световой резерв.

Нависшие над головой тучи меня не остановили,
летний дождь – не большая проблема.
Но тут вместо дождя на горы лег густой туман,
и видимость ограничилась двумя метрами.
Пришлось поторопиться назад…
Почти стемнело, когда я, пользуясь компасом, отыскал-таки
Поклонный Крест. Ну а спускаться пришлось уже — сами понимаете как…
Это я к тому, что в горах с погодой шутить не стоит.

Хотя, конечно, в горах, укрытых облаками и туманом, есть и своя красота…

Как вам этот вид на Кизил-Кая?..

Пожалуй, только на вершинах гор возможны такие ощущения —
Свободы и вневременности!
Цивилизация, шум города — далеко внизу…

Ялтинские грибники называют горное плато над городом — Яйлой.
В переводе с тюркско-турецкого это что-то вроде летнего горного пастбища.

Яйла здесь считается грибной Меккой.
С мая по ноябрь (до самых снегов) здесь собирают,
в основном, много маслят.
Но самой ценной (вкусной) добычей считаются горные белые грибы,
которые местные называют горными шампиньонами.
У них большие плоские шляпки, и на плато их трудно отличить от камней.
Растут они на горе с апреля по сентябрь и иногда вырастают
до не просто больших, а гигантских размеров.

Сосед по дому рассказывал, что как-то с товарищем
они собирали на Яйле грибы. Решили передохнуть и перекусить.
Облюбовали невдалеке удобный камень.
Подошли, начали располагаться, и только тогда увидели,
что это не камень, а гриб…
В общем, порезали его на куски, принесли домой, взвесили.
Получилось по 8 кг на брата…
Сосед – коренной ялтинец, заядлый грибник, на гору ходит часто.
Если бы наш разговор шел за бутылкой, я бы не поверил, наверное…
Но нет…

Вид с горы впечатляет.
Высота в точке геодезического знака – 1273 метра.

Вершина скалы Йерах-Хюль немного ниже.
Её координаты в месте установки Поклонного Креста: 44,521121N — 34,108771E.
Высота над уровнем моря — 1250м.

Для сравнения:

Высшая точка зубцов Ай-Петри (Святой Петр) – 1234 м.
Самая высокая гора массива Ай-Петри – гора Рока – 1346 м.
И самая высокая точка в Крыму – это вершина горы Роман-Кош,
название которой переводят как “Высокий привал” или “Высокий покой”.
Её высота – 1545 метров над уровнем моря.

Подъём на гору занял у нас пять часов, спустились – за четыре.
У тех, кто помоложе и поспортивнее, весь маршрут займёт,
я думаю, не больше 5-6 часов.

Всё заканчивается…
И наша Прогулка, а вернее — Путевая заметка, тоже подходит к концу.

Осталось посмотреть небольшой клип – что-то вроде фотоотчета:

Нужны какие-либо детали маршрута? Пишите – свяжемся.

Заглядывайте на сайт.
Всего вам доброго!